В Чернобыль за еврейской историей.
21.11.2024, Чт от Demonaz
Публикация за 17.05.09, к 23-ей годовщине Чернобыльской аварии.
ЧЕРНОБЫЛЬ, 17 мая 2009 (АЕН) - На днях исполнилось 23 года с момента взрыва на Чернобыльской АЭС, 23 года со дня крупнейшей техногенной аварии в истории человечества.
Более двух десятилетий слово "Чернобыль" ассоциируется в мире с многочисленными жертвами "мирного атома", сотнями тысяч искалеченных судеб, повышенной заболеваемостью и прочими бедами.
К проблемам чернобыльцев мы еще вернемся, а пока немного истории.
Ведь Чернобыль, впервые датируемый в летописях 1193 годом, был довольно известным и до аварии.
Недавно корреспондент Агентства еврейских новостей побывал в закрытой Чернобыльской зоне. В течение последних лет туда можно съездить в рамках однодневных экспедиционных поездок, в стиле экстремального туризма.
Впечатления неоднозначные, но бесспорно незабываемые. Кроме самой знаменитой в мире атомной станции, опустевшего города-призрака Припять и стай диких животных перемещаюхся по закрытой зоне во всевозможных направлениях, а также нетронутой советской символики, в Чернобыльской зоне есть несколько небезынтересных объектов, имеющих непосредственное отношение к еврейской истории.
Сам Чернобыль был крупным еврейским центром. Согласно записям в общинной книге, в 1884 году в Чернобыле проживало 6 559 евреев, что в два раза превышало прочее население местечка.
А кроме того Чернобыль был особо знаменит династией своих раввинов Тверских. Многим читателям, наверное, памятна фраза из рассказа "Рабби" в нетленной бабелевской "Конармии": "Шакал стонет, когда он голоден, у каждого глупца хватает глупости для уныния, и только мудрец раздирает смехом завесу бытия...".
Это предложение, отражающее, в некоторой мере, концепцию хасидизма, писатель вкладывает в уста житомирскому рабби Моталэ, по словам автора, последнему рабби из Чернобыльской династии.
Раввины из династии Тверских пришли из Чернобыля и в другие окрестные городки, такие например, как Сквира и Коростень, где возглавляли хасидские дворы.
Сегодня в Чернобыле можно посетить оhель над могилами, судя по всему, первых из чернобыльских цадиков. Этот домик был построен на старом еврейском кладбище еще в 1990 году, усилиями раввина Лейзера Суркиса, служащего в то время в Виннице, который и отыскал старые могилы.
На двери домика надпись на иврите от руки: "Рабби Аарон и сыновья". Сюда иногда приезжают паломники-хасиды. (Ключи от домика находятся в здешнем агентстве "Чернобыльинтеринформ", которое ведает приемом всех без исключения посетителей зоны).
В Чернобыле сохранились и улочки с характерными домиками, как в картинном еврейском местечке, только заросшие густой растительностью вокруг.
Еще одна местная достопримечательность - это двухэтажная синагога. В советское время в ней располагался военкомат и поэтому на заборе перед фасадом здания бросается в глаза красная звезда.
На сегодняшний день это наверняка единственное в мире культовое здание, "украшенное" символом Советской армии. Интересны ощущения еврейских призывников, которые проходили в этом здания медкомиссию, зная о его первоначальном предназначении.
Говорят, что когда то, в Чернобыле было около 20 синагог, но единственная уцелевшая - это бывший военкомат...
Тем временем, более 900 ликвидаторов чернобыльской аварии проживают сегодня в Израиле. Эти люди после переезда были лишены страной исхода признания, всяческих пенсий и льгот на санаторно-курортное лечение.
"Это моральный долг Украины, России и всех стран стран исхода, рассчитаться с этими людьми, которых становится все меньше. Дело не в суммах, это моральный долг, потому что многие из нас, участников ликвидации уже ушли, и им уже ничего не надо.
Всего было зарегистироровано в Израиле 1233 человека, к сожалению, более 300 из которых уже отошли в мир иной", - рассказал АЕН председатель союза чернобыльских ликвидаторов в Израиле, в прошлом главный инженер СМУ по строительству саркофага Александр Калантырский.
По словам Калантырского, самым главным для израильских ликвидаторов является признание и возможность периодического санаторного лечения, на которую имеют право ликвидаторы, проживающие в других странах.
Однако, несмотря на обращения к высшему руководству Украины и обещания помочь, вопрос не удается сдвинуть с мертвой точки уже много лет.
А участники ликвидации на ЧАЭС, репатриировавшиеся в Израиль, остаются по сей день незаслуженно забытыми.
ЧЕРНОБЫЛЬ, 17 мая 2009 (АЕН) - На днях исполнилось 23 года с момента взрыва на Чернобыльской АЭС, 23 года со дня крупнейшей техногенной аварии в истории человечества.
Более двух десятилетий слово "Чернобыль" ассоциируется в мире с многочисленными жертвами "мирного атома", сотнями тысяч искалеченных судеб, повышенной заболеваемостью и прочими бедами.
К проблемам чернобыльцев мы еще вернемся, а пока немного истории.
Ведь Чернобыль, впервые датируемый в летописях 1193 годом, был довольно известным и до аварии.
Недавно корреспондент Агентства еврейских новостей побывал в закрытой Чернобыльской зоне. В течение последних лет туда можно съездить в рамках однодневных экспедиционных поездок, в стиле экстремального туризма.
Впечатления неоднозначные, но бесспорно незабываемые. Кроме самой знаменитой в мире атомной станции, опустевшего города-призрака Припять и стай диких животных перемещаюхся по закрытой зоне во всевозможных направлениях, а также нетронутой советской символики, в Чернобыльской зоне есть несколько небезынтересных объектов, имеющих непосредственное отношение к еврейской истории.
Сам Чернобыль был крупным еврейским центром. Согласно записям в общинной книге, в 1884 году в Чернобыле проживало 6 559 евреев, что в два раза превышало прочее население местечка.
А кроме того Чернобыль был особо знаменит династией своих раввинов Тверских. Многим читателям, наверное, памятна фраза из рассказа "Рабби" в нетленной бабелевской "Конармии": "Шакал стонет, когда он голоден, у каждого глупца хватает глупости для уныния, и только мудрец раздирает смехом завесу бытия...".
Это предложение, отражающее, в некоторой мере, концепцию хасидизма, писатель вкладывает в уста житомирскому рабби Моталэ, по словам автора, последнему рабби из Чернобыльской династии.
Раввины из династии Тверских пришли из Чернобыля и в другие окрестные городки, такие например, как Сквира и Коростень, где возглавляли хасидские дворы.
Сегодня в Чернобыле можно посетить оhель над могилами, судя по всему, первых из чернобыльских цадиков. Этот домик был построен на старом еврейском кладбище еще в 1990 году, усилиями раввина Лейзера Суркиса, служащего в то время в Виннице, который и отыскал старые могилы.
На двери домика надпись на иврите от руки: "Рабби Аарон и сыновья". Сюда иногда приезжают паломники-хасиды. (Ключи от домика находятся в здешнем агентстве "Чернобыльинтеринформ", которое ведает приемом всех без исключения посетителей зоны).
В Чернобыле сохранились и улочки с характерными домиками, как в картинном еврейском местечке, только заросшие густой растительностью вокруг.
Еще одна местная достопримечательность - это двухэтажная синагога. В советское время в ней располагался военкомат и поэтому на заборе перед фасадом здания бросается в глаза красная звезда.
На сегодняшний день это наверняка единственное в мире культовое здание, "украшенное" символом Советской армии. Интересны ощущения еврейских призывников, которые проходили в этом здания медкомиссию, зная о его первоначальном предназначении.
Говорят, что когда то, в Чернобыле было около 20 синагог, но единственная уцелевшая - это бывший военкомат...
Тем временем, более 900 ликвидаторов чернобыльской аварии проживают сегодня в Израиле. Эти люди после переезда были лишены страной исхода признания, всяческих пенсий и льгот на санаторно-курортное лечение.
"Это моральный долг Украины, России и всех стран стран исхода, рассчитаться с этими людьми, которых становится все меньше. Дело не в суммах, это моральный долг, потому что многие из нас, участников ликвидации уже ушли, и им уже ничего не надо.
Всего было зарегистироровано в Израиле 1233 человека, к сожалению, более 300 из которых уже отошли в мир иной", - рассказал АЕН председатель союза чернобыльских ликвидаторов в Израиле, в прошлом главный инженер СМУ по строительству саркофага Александр Калантырский.
По словам Калантырского, самым главным для израильских ликвидаторов является признание и возможность периодического санаторного лечения, на которую имеют право ликвидаторы, проживающие в других странах.
Однако, несмотря на обращения к высшему руководству Украины и обещания помочь, вопрос не удается сдвинуть с мертвой точки уже много лет.
А участники ликвидации на ЧАЭС, репатриировавшиеся в Израиль, остаются по сей день незаслуженно забытыми.
Автор: Ефим Джуринский